ИСКРА СВЕТА

Пасха или Светлое Христово воскресение

История и обряды. Как праздновать, что святить?



История


Первую, Ветхозаветную Пасху, праздновали древние иудеи за 1500 до Рождества Христова. Пасха иудеев символизировала избавление еврейского народа от египетского рабства. Само слово «пасха» в переводе с древнееврейского языка обозначает «избавление», «исход». Для древних иудеев это был весенний праздник, олицетворявший отел скота и начало земельных работ, позднее Пасху связывали с уходом евреев из Египта. Христианской же основой праздника стало спасение и воскресение Христа

Христианскую Пасху установили апостолы после смерти и Воскресения Иисуса Христа, наполнив этот праздник совершенно новым смыслом. Для христиан она символизирует победу над смертью.


Ближе  к пятому веку традиции и правила празднования Пасхи систематизировались и упорядочились. Представители Христианской Церкви установила специальные каноны и обряды празднования, а также разработала сроки празднования, которые были утверждены на Вселенских соборах на все времена.

Церковь установила, что новозаветная христианская Пасха празднуется отдельно от иудейской в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием, посему даты празднования исчисляются каждый год.

На Руси Пасха, как самый торжественный христианский праздник, получила название Велик день. Именно поэтому, вся неделя, предшествующая Воскресению Христову, называется Великой неделей или Страстной седмицей.

Традиции и обряды


По сегодняшний день на Пасху, как на самый важный праздник церковного года, проводится особенное торжественное богослужение. Накануне Пасхи, в вечер Великой Субботы в церквях начинают читать Деяния святых апостолов, в которых содержится свидетельство о Воскресении Христовом. Далее начинается Пасхальная полунощница с каноном Великой Субботы. Наступает воскресенье и с первыми лучами солнца, против часовой стрелки, начинается крестный ход, который является символом следования навстречу воскресшему Иисусу Христу.

Потом священнослужители приступают к пению второй половины тропаря Пасхи, и все участники крестного хода входят в церковь.

Священники провозглашают наступление Светлого праздника такими словами: «Друг друга обнимем, братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие говорят друг другу «Христос воскресе!» - отвечают «Воистину воскресе!». Однако более эмоциональные поздравления – троекратные целования, обмен пасхальными яйцами и т.д., принято проводить вне храма, дабы не нарушать ход церковной службы.

Затем начинается причастие – церковное таинство, при котором по вероучению большинства христианских церквей христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя и, таким образом, соединяются с Богом.

 

Однако если вы хотите причаститься, вам нужно заранее исповедоваться и получить на это благословение священника. Исповедоваться можно прям во время церковной службы. Вы увидите нескольких священников, который стоят чуть поодаль молящихся прихожан – к ним и можно подойти с просьбой об исповеди. Только отнеситесь к этому ответственно – желательно заранее подумать о своих грехах, мысленно раскаяться в них, а потом прийти с этим к священнику на исповедь. Можно даже записать свои грехи на листочке и прочитать их священнику – это совершенно нормально, ведь такая система позволит вам говорить куда более собранно, не теряясь. Если же вас что-то смущает в исповедовании прямо во время службы, можно заранее, желательно за несколько дней, зайти в церковь и договориться об индивидуальной исповеди. Для этого вам нужно подойти к кому-то из священников, а лучше к женщине, которая заведует лавкой с церковными товарами (находящейся непосредственно в храме).

Конечно, лучше ходить в церковь и принимать участие в таинствах регулярно, однако, даже если желание к исповеди, причастию и просто посещению богослужения пришло к вам только сейчас, накануне Пасхи, это ни в коем случае не должно вас смущать или останавливать. Идите в церковь, ничего не бойтесь и не стесняйтесь. Со временем вы разберетесь во всех церковных нюансах и традициях, главное, чтобы при этом вами руководили искренние желания и тяга к просвещению и единению с Богом. 


Что светят на Пасху


Как только зазвонят колокола, в праздничном наряде отправлялись в церковь. В руках — зажженные свечи, красивые корзины. В них накрытая лучшим полотенцем пасха, пасхальные яйца, а также могли быть соль, водка, сало, поросенок, сыр, хрен, рыба, пшено, мак, мел, нож и даже брусок, на котором точат нож.

Начинался торжественный ритуал вхождения в храм под звон колоколов, а дальше — обход церковной службы вместе с хором вокруг храма с пением «Христос воскресе». Говорят, во время обхода церкви ангелы выводят Спасителя из гроба, а святые выходят из икон и целуются — христосуются. Священник святит пасху, яйца и все, что хозяйка принесла с собой в церковь в корзине. С освященным спешат домой (иногда даже бежали, обгоняя друг друга). По народному поверью, если придешь из церкви раньше соседа, то будет тебе сопутствовать удача и долго будешь жить.


Пасхальная трапеза


Войдя в дом, с освященной пасхой на руках, переступая через порог, трижды приговаривают: «Святая пасха в дом, вся нечисть из дома». Садятся за праздничный стол. Сначала едят все святое. Иногда начинали с разрезания святой писанки на столько частей, сколько было членов семьи. Каждый молча съедал свою часть, а дальше уже обедали холодцом, свининой, колбасой, завершая трапезу пасхой.

Начинали праздничную трапезу и с пасхи. Прежде всего срезали с нее верх и давали корове, чтобы было много молока, или же сохраняли до времени, когда корова будет телиться.

После обеда полагалось не пить воды часа два — тогда и в поле во время жатвы не захочется воды.

С остатками праздничной пасхальной трапезы обращались очень осторожно. Все остатки пасхи собирают и закапывают в таком месте, где никто не ходит, — чтобы не топтались по святой; бросают на воду (в реку), чтобы ушло за водой.

Наши предки также верили в чудодейственную силу скорлупы свяченых яиц: скорлупу от яиц или писанок держали на палках на огороде, чтобы не заводились в земле черви; когда сажали чеснок, то скорлупу прикрепляли на двух воткнутых в землю палках, надеясь, что чеснок будет круглый, как яйцо.

Свяченым ножом разрезали пасху и все священное. Затем его прятали, а летом, когда гром с градом, бросали на двор накрест лопату и кочергу, а между ними втыкали нож. В этом ноже такая сила, что сразу можно заколоть им кабана.

Особым было отношение к полотенцу, в котором святили пасху. Его вытаскивали, когда у женщины начинались роды, чтобы легче было.


Светлый праздник


Три дня в церкви правится праздничная служба. Если кто хочет научиться какому ремеслу, должен на первый день Пасхи идти в церковь и, когда священник впервые скажет: «Христос воскресе!», тихо ответить, что хочет научиться шить — «иголка в руках», мастерить — "топор в руках " и т. д.

Строго запрещается любая домашняя работа. В пасхальную неделю ходят в гости друг к другу, гуляют, поют.

На праздник устраивали качели. На открытом месте закапывали на расстоянии две сохи, делали перекладину вверху, перебрасывали веревку и ладили внизу сиденья с дощечки. Во время качания девушек было много смеха и шуток.

Говорят, что кто умрет на Пасху, то душа его попадает прямо в рай: «Этим днем Бог водит всех мертвецов в рай». До трех дней врата рая открыты (открытые и царские врата в иконостасе), и душа сразу полетит на небо, в рай. В гроб умершему кладут красные пасхальные яйца: умерших на Пасху встречает сам Христос, христосуется с их душами.

 

 

Открытые источники интернета



Обновлен 20 апр 2016. Создан 28 фев 2015



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником