История праздника


Успение Пресвятой Богородицы — последний двунадесятый неподвижный ">

ИСКРА СВЕТА

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы




История праздника


Успение Пресвятой Богородицы — последний двунадесятый неподвижный праздник церковного года (15 (28) августа). Ему предшествует двухнедельный пост. Из Нового Завета известно, что Матерь Господа занимала почетное место среди апостолов (см. Деян. 1, 14). Церковное Предание, касающееся Успения Божией Матери, основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епископа Сардийского Мелитона, составленного во II веке. Незадолго до своего успения Пресвятая Дева получила об этом откровение от ангела Божия. По Промыслу Господню в Иерусалим начали собираться Апостолы. Св. Иоанн Дамаскин говорил, что они слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Апостол Фома был единственным из апостолов, кто не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришёл в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Её исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Пречистая Богородица была восхищена в вечность сразу в теле.


В этот же день святые апостолы собрались все вместе за обедом – а виделись они довольно редко, ведь каждый нес Слово Божие в разных странах. И тут им явилась Богородица в окружении ангелов и сказала: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни».

Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…

 

Почитание Матери Божьей


Успением этот праздник называется потому, что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, и за короткое пребывание Ее тела во гробе, так как через три дня Она была воскрешена Господом и вознесена на небо. Пресвятая Богородица предстоит Престолу Божию как Царица Неба и земли и усердная Ходатаица за весь человеческий род. В этот день заканчивается Успенский пост.

После Вознесения Господня Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.

По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, святитель Амвросий Медиоланский в творении «О девственницах» писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты».

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним.

В Русской Православной Церкви праздник Успения Божией Матери почитается особо, равно как и чудотворные иконы Успения: Киево-Печерские, две иконы Московского Успенского собора, Псковско-Печерская и другие.

 

Народные традиции


Успение. Успенье. Успение Пресвятой Богородицы. Успенщина. Большая Пречистая. Первая Пречистая. Госпожин день. Госпожинки. Дожинки. Отжинки. Обжинки. Оспожинки. Жнивка. Сапожинки. Выжанки.

Божья Матерь считается народной заступницей. Название дня связывают с именем Богоматери, называемой Госпожою, и временем сельхозработ. Госпожинки, Госпожин день - один из главных земледельческих праздников. Сапожинки - обряд окончания жатвы. Название Выжанки отражает взаимопомощь при окончании жатвы, вознаграждением служит угощение.

Успенщина - великий осенний праздник. Конец Успенского поста. Кончают вспашку, дожинают хлеб. Начинают заготовки назиму. «На Успение огурцысоли, на Сергия капусту руби».

День проводов летаи окончания уборки урожая. Варят пиво, пекут пироги, убивают барана, созывают гостей пировать и празднуют окончание жатвы.

До Петрова дня взорать (вспахать), до Ильина заборонить, до Спаса посеять.

Оканчивается уборка и посев озимого хлеба. Обряд окончания жатвы называется сапожинками. По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой - «завивали бороду» - и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Делалось это, чтобы вернуть земле силу, потраченную на выращивание урожая. Перевязанные колосья свивали в венок, пригибали его к земле и слегка присыпали землей; под эти стебли клали хлеб с солью, низко кланялись и скрепляли сделанное словами: «Батюшка, Илья-борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!»

Последний сноп жали молча. Девушки жали сноп-молчанушку: если заговорит, то жених будет слепой (Костромская губ.). Последний сжатый сноп - «именинник», он пользуется особым почетом: его наряжают в сафран или обвивают ситцевыми платками и с песнями несут на пир честной, называемый «складчинами» или «братчинами», так как устраивается он на собранные со всего мира деревенские деньги. Последний сноп ставят на тябло (полка дляикон), под иконы. Затем делают пожинальницу (яичницу). Последний сноп овсяной жнивы на Покров скармливают скотине или дают курам, овцам, свиньям, коровам и лошадям - всем по горсточке (Костромская губ.). Во многих местах последний сноп сохраняется доНового года.

Сельское товарищество проявляется в «выжанках», во взаимопомощи при окончании жатвы. Единственным вознаграждением лиц, явившихся на «выжанку», служит угощение. Заранее оповещается, что у такого-то тогда-то будет «выжанка». Женщины охотно идут на «выжанку», имея в виду несколько повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную же помощь. Работают с песнями и шутками, один другого подбодряя».

 

Приметы 28 августа

 

Конец Успенского поста. Успение. Дожинки. Начало бабьего лета.


Если молодое Бабье лето «ведряное - жди ненастья на строе» (с 14 по 21 сентября).  Ласточки отлетают. С Успенья солнце засыпается. Озимь сей за три дня до Успенья и три после Успенья.

 

В этот день ласточки улетают в теплые края.

Солнце на успенье начинает засыпать. В деревнях в этот день был обычай солить огурцы.

Считалось, что озимые культуры необходимо сеять за три дня до Успенья и три дня после Успенья.

Если до Успенья успеть распахать, то в следующем году лишнюю копну сена нажать.

Успенье – это начало осени, также считается большим крестьянским праздником. Знаменовалось окончанием жатвы, уборки урожая.

Если на Успенье в небе появится радуга, то теплая осень будет в этом году.

Начинается уборка картофеля с полей.


 

Источники :

 

http://karelinform.ru/

proeveryday.ru

http://to-name.ru/index.htm



Обновлен 13 авг 2014. Создан 12 авг 2014



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником