Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) — один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. После перехода на новый стиль праздник п">

ИСКРА СВЕТА

Праздник Ивана Купалы: история и традиции




Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) - один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. Отмечается в ночь с 6 на 7 июля.

 

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА


Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) — один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. После перехода на новый стиль праздник приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — с 20 по 26 июня.

Купальский праздник издревле был одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян. Его языческий характер сохранялся на протяжении веков. Значимость праздника обуславливалась тем, что отмечался он на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это было время наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца по небосводу, которое, как полагал народ, поворачивало или "сдвигалось" на зиму. В результате такого "сдвига" светило в последующие месяцы календарного года постепенно "угасало": день становился короче, а ночь длиннее.

В христианском мировоззрении образ "уходящего" солнца стал восприниматься как символ Иоанна Предтечи, дата рождения которого совпадала с днем летнего солнцеворота. В восточной и западной традициях святой наделялся такими эпитетами как свет, светоч, предшествующий Солнцу, соотносимому с образом Иисуса Христа.

В рамках народного календаря Иван Купала образовывал единый праздничный цикл вместе с днями Аграфены Купальницы (6 июля) и святых апостолов Петра и Павла (Петров день, 12 июля).

Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, Заря-зарница, красная девица.


На это время приходился период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным в году, а ночь — самой короткой. В сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие, целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год.


ПОВЕРЬЯ И РИТУАЛЫ

 

С образом божества связана любовная легенда.

Разлученный в детстве со своей родной сестрой, Купало, не зная о том, что это его родная кровь, впоследствии женился на ней. А закончилось это трагически: брат и сестра покончили с собой, утопившись.

Отсюда и эротичный характер праздника. Считалось, что, пройдя через все это, человек очищается. Для приведения себя в нужное состояние славяне-язычники пили особые отвары трав. В этот день, день жатвы, зажигали костер из жертвенных трав, и все, без исключения, независимо от пола и возраста, с песнями плясали вокруг этого костра. Интересно, что богу Купале приносили своеобразную жертву: купание.

 


В то же время календарный период, на который приходились купальские праздники, считался наиболее "опасным" (наравне со Святками): по поверьям, в это время активизировались потусторонние силы. Особенно страшной в глазах крестьян была купальская ночь; она же являлась апогеем праздника, так как именно в это время совершались основные обрядовые действия.


Купальский праздник связан с природными стихиями — огнем, выступающим обычно в двух ипостасях: земной и небесной (солнце), и водой.

Тема огня в купальской традиции выражена в ритуалах возжигания купальских костров и в широко распространенном поверье, согласно которому солнце в этот день "играет", "купается".

 

Старики с помощью трения сухих палочек добывали "живой огонь", разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.
Омовение водой представляло собой массовые купания людей в водных источниках, умывание или обмывание водой или росой, мытье в банях, обливание водой.

Обряды с водой могли совершаться ночью, на рассвете, в перерыве между церковными службами — утренней и обедней. Повсеместно бытовало представление об оздоровляющем действии купальского омовения. Человек, отказавшийся купаться, подозревался в колдовстве.


Популярны были также поверья и ритуалы, связанные с растительным миром. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни.

Повсеместно были распространены рассказы о необычных явлениях, происходивших в это время с растениями, об их чудодейственной силе. Знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, в Иванову ночь собирали целебные коренья и травы на весь год. Представление о том, что травы в Иванов день имеют особую силу, благотворно влияющую на здоровье людей, нашло отражение в обычае заготавливать банные веники именно с Ивана Купалы.


Традиционное действо в ночь на Ивана Купалу — поиск цветущего папоротника. Папоротник считался одним из самых загадочных, колдовских растений. По народным поверьям, цветущий папоротник не только исполняет сокровенные желания, но и помогает отыскивать клады.


Считалось, что не только цветок папоротника обладает волшебством, но и расцветающая перелет-трава. Перелет-трава, по народному поверью, может переносить за тридевять земель. А если в ночь на Ивана Купалу сорвешь одолень-траву, то не страшны тебе будут враги.


Праздник Ивана Купалы повсеместно считался праздником молодежи и молодых пар. Парни, как правило, объединялись на время купальской ночи в группы, которые ходили по деревне, шумели и буянили, заваливали хозяйственным инвентарем и дровами, хранящимися во дворе, ворота и двери, закладывали трубы.


ПРИМЕТЫ


В этот день примечали: сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов, на Иванову ночь звездно — много будет грибов.

 

ТРАДИЦИИ


Наши предки на Ивана Купала особо почитали две очищающие, оберегающие и целительные стихии: Огонь и Воду. Энергия Огня, как символическое проявление Бога-Солнца, соединялась с энергией Матери-Воды.

Огонь олицетворял активную мужскую силу, которая проникает в женскую водную, несущую жизнь. Пример единения двух стихий - горящее деревянное колесо, олицетворение пылающего солнца и вселенного движения, скатывающееся в воду.


Купальские огни.

 

В честь Купалы разжигали на краю деревни, за пределами поселения, большие костры, искры от которых должны были до самых звезд долетать. Возле костров разворачивались гуляния: устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали.

Одним из важных обрядовых действий игрищ у костра было перепрыгивание через купальский огонь. Кто выше всех прыгнет - будет удачливее всех, здоровее и красивее.

Парни с девушками, чтобы закрепить свою любовь, прыгали через костер по двое, взявшись за руки. А женщины, у которых долго не было детей, прыгали через огонь для того, чтобы излечиться от бесплодия.

Прыжки через купальский костер имеют целый ряд примет.

Если трижды прыгнуть - год будет здоровым, благополучным, счастливым, удачным. Если же вдруг споткнулся -к болезни.

Если ногой разворотил огонь - нелады в семье настанут. Тогда непременно нужно 9 раз перепрыгнуть через костер, мысленно формируя позитивные образы.

Славяне верили, что купальский огонь уничтожает все зло - болезни, несчастья, нищету. Именно поэтому на нем сжигали старую, ветхую одежду. Существовал обычай бросать в купальский костер сорочку больного ребенка. Считалось, что вместе с ней сгорала и его болезнь. Часто через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.

Великая сила воды.

 

Прыгнув через костер, нужно было сразу после этого броситься в воду - «лед и пламя» дают поразительный очищающий эффект. Девушки пытались так прыгнуть в воду, чтобы венок с головы поплыл по воде. Добрым знаком было, когда венок не тонул, а плыл, направление его движения указывало, откуда сватов ждать.


Можно сказать, что массовое купание - один из главных обрядов Иванова дня.

Славяне верили, что в ночь накануне праздника водоемы покидают водяные и русалки, поэтому можно безбоязненно купаться в них вплоть до Ильина дня.

Омывая свое тело в купальской воде, девушки напевали волшебные слова: «Вода чистая Купайла, хочу быть красна да мила. Купальская водица, дай красотой умыться!» Кстати, если человек отказывался купаться на Иванов день, его подозревали в колдовстве.


На рассвете было принято умываться росой. Женщины обязательно собирали купальскую росу в бутылочку. Она помогала избавиться от угрей, кожа становилась чистой и нежной. «Иванову» росу использовали и при болезнях глаз. Этой же росой кропили стены своего дома, чтобы защитить жилье от нечистой силы и насекомых.

На Ивана Купала обязательно парились в банях. При этом пользовались вениками и водой, настоянной на ивановских травах (ивановскими называют травы, освященные в храмах на Иоанна Крестителя). Верили, что баня в день Ивана Купала способствовала укреплению и восстановлению жизненной энергии и здоровья.
Был распространен обычай обливать встречных в Иванов день водой. Делалось это для того, чтобы в жаркую пору вызвать дождь.

 

МАГИЯ ТРАВ


Все травы и растения в Купальскую ночь обретают сверхъестественную мощь - как злую, так и добрую. Дивным цветом распускается папоротник. Его цветок еще называют «жар-цвет», потому что он. по преданию, будто горит красным пламенем, да таким ярким, что ночью становится ясно, как днем, а глаза не могут выносить такого слепящего света. Легенда гласит, что каждый, кто сорвет этот цветок, приобретет магическую силу, сможет предсказывать будущее, научится понимать язык птиц, растений и животных, а также получит способность становиться невидимым для человеческих глаз.

Цветок папоротника способен открывать любые замки, железные запоры и двери, поможет обнаружить зарытые в землю клады. Только достать его не так просто. Ведь за цветком счастья идут не только люди, а еще и злые силы, с которыми трудно бороться. Они пытаются помешать, отвлечь внимание. Если все же удавалось найти цветок счастья, необходимо было спрятать его на сердце под одеждой. Затем следовало взять в левую руку полынь и мелом обвести около себя круг - тогда злые силы не смогут ничего сделать счастливцу.

Лекарственные растения заготавливали на рассвете, подальше от поселений и дорог, обязательно в хорошем настроении и с молитвой. Помимо целебных свойств, растения обладают в это время значительной магической силой.

Особо почиталась трава тирлич. Отвар из нее делали обязательно в новом горшке, который покупали не торгуясь. Умывались этим отваром, чтобы привлечь внимание избранника, приговаривая трижды: «Тирлич, тирлич! Моего милого покличь!». Такой обряд проводили и для того, чтобы девушке быстрее выйти замуж.

Другое любовное растение - барвинок. Использовали его для того, чтобы парни к девушкам «стелились». Еще заготавливали любисток, который в народе называли «любовным корнем». Верили: чтобы всегда оставаться молодой, красивой и привлекательной для противоположного пола, надо купаться в воде с отваром любистка, а чтобы привлечь любовь, можно добавить в воду семь бутонов роз.

Кроме того, на Ивана Купала собирали зверобой - его боится вся нечисть так же. как и солнечного света. А если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и поместить в углах дома, вор не подойдет к этому жилищу: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. Перед тем. как засушить травы с Иванова дня. их освящали в церквях, а потом окуривали ими больных людей, использовали как обереги, бросали в растопленную печь во время грозы, чтобы в дом не ударила молния.

Праздник Ивана Купала был особым временем для беременных и тех женщин, которые только планировали зачатие ребенка. Они собирали такие травы: крапиву, ромашку, чабрец, череду, любисток, полынь. Когда ребенок родится, у мамы уже будут купальские заговоренные травы, наполненные родовой силой и энергетикой. Из них заваривали чай, настаивали его и добавляли в купель. Так с самых первых дней мама помогала обрести здоровье малышу. Если продолжить купать девочку, используя купальские травы, до трех лет. она вырастет красавицей, которую будут любить все окружающие.


Купальский венок


На Ивана Купала не только женщины, но и мужчины, которые хотели найти себе пару по сердцу, плели венок. В него обязательно должны быть вплетены ромашка, зверобой, полынь, крапива и другие целебные травы. После Купала такой венок служил оберегом весь год. Его вешали над дверью - чтобы сквозь него ни один недобрый взгляд не проник. Если кто-то из домочадцев заболевал, хозяйка отщипывала немного травы от венка и бросала в отвары, чаи. Часто к следующему празднику Купала от венка оставался лишь ободок, который и сжигался в купальском костре.


ЗАЩИТНЫЕ ОБРЯДЫ


В купальскую ночь по земле ходит счастье, но вместе с ним и нечистая сила. Поэтому для защиты за два дня до праздника под крышу дома клали сорванные лопухи. Купальской ночью хозяева не спали, потому что нечисть может испортить коня, корову или, что еще хуже, поселиться в доме навсегда. Чтобы уберечь себя от несчастий, клали на пороге и на подоконниках крапиву. Девушки носили за поясом чеснок. Запирали лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь точно не воротится!

Еще в ночь на Ивана Купала читают оберег на всю семью от летаргии. Для этого зажигают три церковные свечи и, встав на колени, читают особый заговор: «Господи. Боже, благослови (имена кровных родственников). Бог везде. Бог на небе и на земле, Бог над землею и под землею. Помилуй, Господи, и сохрани, от заживо погребенья обереги (имена кровных родственников). Крест крепок, верую во Единого Бога Христа. Ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

 

 

источники:


http://mlady.net/



http://ria.ru/spravka/20130707/947833267.html

 




Обновлен 06 июл 2014. Создан 24 июн 2014



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником